Потребительский путеводитель
Яндекс.Погода
22-08-2010, 21:25, просмотров: 1327, Раздел: азбука потребителей    
Как обдуривают потребителей в супермаркетах

Каждый из нас оценил удобство покупок в сетевых магазинах, громко называемых супермаркетами. Товар можно потрогать, понюхать, спокойно прочитать аннотацию. Мы не ждем никакого подвоха от продавцов, ведь в отличие от гастрономов здесь большинство продуктов уже нарезано, взвешено и украшено ценником со штрихкодом. И напрасно. Новые технологии продаж всегда порождают новые технологии обмана. Поэтому остаться с носом в таких супермаркетах порой даже проще, нежели в совдеповском продуктовом магазинчике…

«Золотая рыбка» клюнула

Посмотрим, к примеру, на прилавок с продуктами с ограниченным сроком реализации.
Из-за большого наплыва товара, магазин не всегда успевает продать остатки, поэтому часто продукция с истекшим сроком годности соседствует со свежей. Очень часто потребителям «везет» на протухшие глазированные сырки, дата выработки на их этикетках без лупы практически неразличима.
В супермаркетах совсем не заботятся о том, с чем тот или иной товар станет соседствовать на прилавке. Например, в охлаждающий прилавок в одну кучу сваливают рыбу, котлеты, креветки и даже пирожки-полуфабрикаты. А потом покупатель обнаруживает, что сваренные пельмени отдают камбалой.

Если вы человек со стальными нервами, можно попытаться вернуть такое яство магазину. Менеджеры супермаркетов отлично знают грехи своего предприятия и ругаться с покупателями не спешат.
Директор одного такого магазина рассказала вот какую историю:
– К нам обратилась дама, купившая у нас слабосоленую рыбу в вакуумной упаковке. Женщина обвинила нас в том, что срок годности истек , дата, указанная на этикетке не соответствует действительности, при вскрытии рыба имела ненадлежащий вкус и запах .
Товар был принят обратно, иначе это могло обойтись магазину довольно дорого: служба Роспотребнадзора, куда покупательница собиралась обратиться, в случае отказа, содрала бы такой штраф, что на десять таких "Золотых рыбок" хватило бы, так уже было.

В другом случае потребительница стала жертвой невнимательности персонала одного известного супермаркета. Ей приглянулась небольшая пачка чесночного масла стоимостью около 30 рублей. Уже дома она обнаружила в чеке совершенно иную цену – 160 целковых. В магазине ей спокойно объяснили, что ценники на прилавке попросту оказались передвинуты (а без очков женщина смогла увидеть только цифры, а не название самого продукта, набранное на удивление мелким шрифтом).

Частенько из-за забывчивости персонала об удорожании товара потребитель узнает только у кассы. Руководство магазинов оправдывает это тем, что справочники с новыми ценами приходят к ним чуть ли не каждый день, и зачастую продавцы не успевают их менять. Однако заметим, это не освобождает их от ответственности, и если, к примеру, контролер, обнаружит такую нерасторопность – придется магазину платить штраф.

Игра в штрихкоды

Встречается в супермаркетах и старый добрый обвес. Подкрутить удается даже электронные весы. А иногда на них достаточно немножко надавить мизинцем. Самые смелые решаются на игру в штрихкоды. Например, в колбасном или овощном отделе продавец, взвешивая товар, набирает коды вручную – и весы выдают стикер со стоимостью выбранного вами кусочка колбасы или сыра. Имейте в виду, что продавцу ничего не стоит набрать код более дорогого товара. Скажем, взвешивая вилок капусты, дама за прилавком забивает код более дорогих апельсинов…

Некоторые товары, особенно фрукты и овощи, имеют свойство усыхать. Например, поступило в магазин 30 кило бананов, а через несколько дней они на пару-тройку кило усохли. При переучете этот минус обязательно всплывет, и покрывать его продавцам придется из своей зарплаты. Поэтому продукты заранее фасуют в полиэтиленовые пакеты и наклеивают бирку с весом и стоимостью. А потом, заплатив за килограмм картошки, вы реально получаете не больше 800-900 грамм. Поэтому возьмите за привычку всегда перевешивать покупку на контрольных весах, которые должны стоять в каждом магазине.

Обвесить могут и за счет обертки продукта. Целлофан, подложка или бумага, в которые товар упакован, часто идет по цене самого товара. Обычно это 8-10 лишних граммов, цена которых весьма существенна, если вы приобретаете деликатес.

Мимо кассы

Пройдя через кассу, покупатель может неожиданно обнаружить, что вместо трех йогуртов, он заплатил за четыре. Кассирша подносит к сканеру всего одну баночку, а потом умножает результат на количество. И оно не всегда совпадает с тем, что у вас в корзинке.

Бывает, что кассир не сбрасывает на компьютере информацию о покупке предыдущего клиента и приплюсовывает ее стоимость к вашему счету. Это случается, если ваш предшественник взял шоколадку или баночку пива, а вы набираете целую гору еды.

Но самое интересное случается, если сканер не справляется со штрихкодом и продавец начинает вводить сумму вручную. Тут он якобы случайно путает похожие штрихкоды дешевого и дорогого товаров, в результате чего мы покупаем пачку "Геркулеса" по цене французского вина.

Следите за весами

Способы борьбы с этой отработанной системой обмана стары как мир.
Первый: ходить по торговому залу с калькулятором и складывать цены купленных товаров. Если сумма не совпадет с выбитой на чеке, разбирайтесь, не отходя от кассы, и не обращая внимания на подпирающую очередь.

При взвешивании продуктов внимательно следите за весами. Когда кассир называет сумму, на всякий случай переспрашивайте: «сколько-сколько?» – второй ответ частенько не совпадает с первым. Если есть какие-то сомнения, не стесняйтесь – попросите пересчитать.

Обязательно берите чеки с собой – иначе потом ничего не докажете.

Если вас обманули в магазине, можно:

– Обратиться в дирекцию. Скорее всего, вам вернут деньги с извинениями, или предложат выбрать другой товар на выбитую сумму.

– Обратиться в общество по защите прав потребителей или отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора, где по вашему письменному заявлению инспекторы должны устроить проверку и, вероятнее всего, оштрафуют провинившийся магазин.

– Пожаловаться в Общество защиты прав потребителей. Там вы получите юридическую консультацию и помощь в случае обращения в суд.

Кстати
В законодательстве не оговорена ответственность магазина за сохранность содержимого шкафчиков у входа. Супермаркет за ваше имущество не отвечает, о чем обычно возвещает объявление при входе. Поэтому лучше не испытывайте судьбу и не берите с собой в магазин ценные вещи.