У хорошего продавца покупатель всегда прав!

 Самый житейский из всех российских законов – это, несомненно, закон о защите прав потребителей. Он даёт возможность даже при отсутствии юридических навыков вполне успешно избегать неприятностей при покупке товаров или, если конфликт неминуем, отстаивать свои права. Но, как говорится, пока гром не грянет, рука не потянется к тексту закона. И вот случилось неприятное: купленная недавно пароварка или пылесос почему-то перестали работать, а обмен этого товара неожиданно превращается в унылую историю с продолжением? Как быть? На что обратить внимание, если конфликтная ситуация назревает?

 

Пять правил для защиты прав потребителей при покупке некачественных товаров:

Первое правило

Никаких истерик! Помните, что за каждый день сверх срока исполнения ваших законных требований магазин обязан выплатить неустойку в размере по 1% стоимости товара за каждый день просрочки (п.1 ст. 23, здесь и далее по тексту – ссылки на нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Поверьте, в торговых точках основы потребительского законодательства знают назубок. Поэтому, при вашем решительном настрое и уверенности, продавец постарается не доводить дело до суда.

Второе правило

Может пригодиться в самых разных житейских случаях. Заключается оно в том, что все свои требования или, правильнее – «претензии» надо обязательно оформлять письменно! Не надо даже ссылаться на статьи и пункты закона, в которых легко запутаться. В претензии важно указать свой адрес и контактный телефон, дату покупки и наименование, марку товара, его стоимость и причину обращения, изложить требования о замене товара на аналогичный. При этом Вы можете требовать как уменьшения стоимости товара, возмещения расходов или ремонта. Обязательно напомните продавцу об обязанности дать письменный ответ в срок до 10 дней. Не забудьте в своём экземпляре претензии поставить отметку магазина о дате её вручения, ФИО лица, принявшего вашу претензию. Если в такой отметке вам отказывают, факт вручения претензии может зафиксировать ваш свидетель.

Третье правило

Оно рассчитано на недобросовестных предпринимателей. Оно очень простое – старайтесь не отдавать некачественный товар в распоряжение продавца, если репутация магазина вызывает у вас сомнения. Очень приятно доверять людям, но уже первые проволочки при исполнении требований должны Вас насторожить, поэтому стоит быть начеку. Дело в том, что продавец обязан принять у вас некачественный товар и, в случае необходимости, провести проверку его качества (п. 5 ст. 18). На практике недобросовестные продавцы пользуются этим пунктом и без особой необходимости. И тут бывают чудеса: после того, как товар побывал у продавца, проверка качества выявляет, что компьютер был залит чаем, утюг падал с 9 этажа, а в мобильник вы напустили тараканов….

Поэтому требуйте проведения проверки качества в вашем личном присутствии, по закону вы имеете на это право. Пусть продавец письменно сообщит о времени и месте проведения экспертизы. А вы сами привезёте туда товар и, в присутствии представителя магазина, получите на руки заключение эксперта. Конечно, о требовании проведения проверки с вашим участием обязательно надо заявить в своей письменной претензии.

Четвёртое правило

Заключается в том, что вы чётко должны знать, что имеете право требовать по закону. Ведь бывает так, что представитель магазина уверяет, что, например, сломавшуюся сразу после покупки микроволновку можно только бесплатно отремонтировать, но никак нельзя заменить или вернуть за неё деньги. Это неправда. По своему усмотрению потребитель вправе выбрать: либо замену, либо уменьшения цены, либо ремонт, либо расторжения договора и возврата стоимости товара (ст. 18).

Пятое правило

Помните о сроках! На вашу письменную претензию продавец обязан ответить в срок до 10 дней, это связано с установленными законом сроками удовлетворения отдельных требований потребителя. Если через 10 дней на вашу письменную претензию ни ответа, ни привета – можете писать повторную. Если и это не помогло – одна дорога в суд. Но, как правило, до суда продавцы некачественного товара стараются не доводить. Ведь там вы можете взыскать сумму, значительно превосходящую стоимость товара: неустойку за просрочку исполнения требований, судебные расходы, компенсацию морального вреда.

Категория «особый случай»

Покупка дорогостоящего товара длительного пользования: холодильника, автомобиля, компьютера, сотового телефона с сенсорным экраном… Такими вещами лучше начинать пользоваться прямо со дня покупки. Вы можете потребовать возврата денег или замены товара на аналогичный с пересчётом цены, но предъявить эти требования можно только в течение 15 дней с той даты, когда вам выдали товар (п.1 ст. 18). А вот по истечению этого времени вы можете требовать только гарантийного ремонта.

Другие указанные Вами требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

– если были обнаружены существенные недостатки товара;

– если были нарушены установленные законом сроки, отведенные для устранения недостатков товара.

И в заключении…

В России создана и действует достаточно эффективная система общественной и государственной защиты прав потребителей. Во многих городах действуют общества потребителей, куда можно обратиться за оперативной консультацией. В Интернете работает множество активных потребительских форумов, где можно обсудить ситуацию и получить хороший совет. И, наконец, можно обратиться за помощью в региональное отделение Роспотребнадзора, где есть структуры по защите прав потребителей.

Материал подготовлен совместно с Общественной организацией «Орловское областное общество потребителей»

Ссылка на основную публикацию