Досудебное урегулирование споров в претензионном порядке

В определенных случаях необходимо разрешение спорных вопросов между потребителем и продавцом, исполнителем до передачи спора в суд в рамках досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Дело в том, что судебная процедура разрешения споров достаточно длительна и связана с дополнительными затратами.

При этом предъявление претензии нередко имеет превентивное и пресекательное значение, побуждает продавца, исполнителя, изготовителя к надлежащему исполнению лежащей на нем ответственности без обращения в суд. В этом случае часть, а нередко и все возникшие разногласия удается разрешить быстрее и дешевле, чем в судебном процессе.
Некоторые основные положения претензионного порядка урегулирования спора, которыми могут руководствоваться потребители.

Претензия предъявляется в письменной произвольной форме в двух экземплярах и подписывается. Один экземпляр вручается продавцу, исполнителю, изготовителю, второй остается у потребителя.

В претензии указываются:
– требования заявителя;
– сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке. При этом сумма претензии может состоять из суммы основного долга (например, стоимости товара, работы, услуги) и сумм отражающих денежную оценку мер имущественной ответственности продавца, исполнителя (например, неустойку за срыв сроков исполнения, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, обязанности возместить причиненные убытки в определенном размере обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства подтверждающие их;
– иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Претензия вручается под расписку получателя либо свидетеля, факта вручения (свидетель на вашем экземпляре претензии пишет: «В моем присутствии претензия вручена – дата вручения, Ф.И.О. должность. Свидетель Ф.И.О., паспортные данные свидетеля»). Претензия может быть отправлена заказным или ценным письмом с описью вложения.
Доказательствами соблюдения истцом претензионного порядка служат копия претензии и документ (расписка свидетеля), подтверждающий факт ее направления (вручения) продавцу, исполнителю, изготовителю. В исковом заявлении необходимо привести сведения о не рассмотрении спора другой стороной, неполучении ответа на претензию в установленный срок, полном или частичном отказе в удовлетворении претензии.
Документами, подтверждающими направление претензии могут являться, в частности почтовая квитанция об отправке заказного (ценного письма) с описью вложения; уведомление о вручении такого письма, второй экземпляр претензии с отметкой (входящим номером, датой, печатью и подписью должностного лица) адресата о получении претензии и приложенных к ней документов.
Претензия рассматривается в течение 30 дней со дня получения, если иной срок не установлен соглашением сторон. Допускается устанавливать срок на рассмотрение претензии 7 дней. Организация, гражданин-предприниматель, получившие претензию, обязаны сообщить потребителю о результатах рассмотрения претензии в указанный выше срок.
Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем организации или гражданином-предпринимателем.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию потребитель вправе заявить уже не претензионные, а исковые требования.
При обращении в суд с исковым заявлением необходимо учитывать, что Закон РФ «О защите прав потребителей» не устанавливает обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, однако по ряду споров данной категории действующее законодательство такой порядок предусматривает (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, №126-ФЗ «О связи» и др.). Несоблюдение этого требования в указанных случаях влечет возвращение искового заявления на основании п.1 ч.1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если срок на предъявление претензии не истек.

Ссылка на основную публикацию